Основные причины возгорания автомобилей

Содержание

Как предотвратить самовозгорание автомобиля, и что делать, если это произошло: основные правила

В дороге могут возникать различные неприятные ситуации: спустило колесо, порвало ремень ГРМ, перестала идти зарядка от генератора. Однако самая опасная ситуация – это возгорание транспортного средства. В любом ТС находится достаточное количество пластмассовых деталей или элементов, которые легко воспламеняются. По этой причине огонь может распространиться и охватить машину всего за несколько минут. Последствия от пожара самые серьёзные – сильные повреждения автомобиля, а в некоторых ситуациях и его полное уничтожение. Кроме этого, опасности подвергаются все пассажиры транспортного средства. Сегодня мы поговорим о причинах возгорания, и о том, как обезопасить свою машину от возможного пожара.

Почему может загореться машина

Существует несколько причин, почему может возникнуть пожар в машине. Самая распространённая – это утечка топлива. Об этом говорят статистические данные, которые предоставляются многими страховыми компаниями. Всего несколько капель бензина, которые попали на раскалённый двигатель, могут вызвать сильнейший пожар.

Если в салоне появился сильный запах бензина или солярки, то это говорит о том, что у вас началась утечка топлива. В этом случае сразу же заглушите мотор и проведите осмотр двигателя, проверьте, есть ли на нём пятна бензина. Если таковые есть, то очистите мотор от них.

Очередная причина возникновения пожара в ТС – неисправности в электрике. Если нарушена изоляция или возникают пробои, то это может привести к нагреву проводки. Со временем оголённый участок может стать причиной возникновения короткого замыкания. При обнаружении этой проблемы сразу же её устраните.

Как защитить авто от возгораний: причины и профилактика пожаров

Если мотор работает на максимуме, то мотор попросту может перегреться. Такое явление довольно частое на гоночных трассах. Происходит такое явление из-за высокой температуры масла, которое начинает просачиваться и попадает на раскалённые цилиндры. Из-за высокой температуры оно воспламеняется, вызывая пожар под капотом. Чтобы избежать этой ситуации, водите машину аккуратно, как многие говорят «не насилуя мотор».

Отзывы происходят часто

Подобные отзывные кампании далеко не редкость. Пожары, к сожалению, случаются в том числе и на сравнительно новых машинах.

Немногим ранее компания Ford проводила отзывную кампанию из-за риска возникновения пожара двигателя. Перегрев головки блока цилиндров иногда приводил к образованию трещин и вызывал утечку масла, из-за чего происходило возгорание в моторном отсеке. В России под отзыв попали кроссоверы Ford и минивэны C-Max, проданные с мая 2012 года по декабрь 2014-го. Всего было отремонтировано 15 670 автомобилей.

«АвтоВАЗ» объявил о масштабном отзыве автомобилей семейства XRAY и Vesta, выпущенных с 25 января 2021 года по 30 сентября 2020-го.

Дело пахнет керосином. О какой опасности говорит запах гари в машине Похожий отзыв проводил бренд Lada. По данным Росстандарта, в 2019 году были направлены на ремонт 90 124 машины, у которых мог проявиться опасный дефект: повреждение топливопровода из-за контакта с хомутом жгута проводов.

На машинах семейства Lada Vesta жгут острым краем соприкасался с бензиновым шлангом, из-за чего возникала течь и становилось возможным воспламенение паров при попадании топлива на трубы системы выпуска.

Во время сервисной акции специалисты проводили замену жгута электропроводов и крепили его подальше от топливной магистрали.

Что делать, чтобы избежать возгораний автомобиля

В первую очередь регулярно проверяйте все узлы и соединения мотора, а также электропроводку. Только после детального осмотра и после того как вы убедились, что с машиной всё в порядке, можно начинать движение. Лучший вариант – вовремя проводите техническое обслуживание автомобиля. Лучше всего проверять все механизмы и узлы на специальном профессиональном оборудовании. Оно максимально точно укажет места поломок и неисправностей, а также позволит сэкономить время и деньги на ремонте.

Лучше лишний раз посетите автосервис, проверьте целостность предохранителей, проводки, топливной системы и аккумулятора, чем потом окажется, что вы подвергаете риску себя, своих пассажиров и других участников дорожного движения.

Если установлен автозапуск двигателя

Если в вашей машине установлен автоматический запуск мотора, то следует помнить о некоторых правилах:

  • следите за тем, чтобы он был полностью исправен;
  • устанавливать автозапуск нужно лишь в специализированном лицензированном месте. Только там вам могут гарантировать максимальную безопасность.

Официальные дилеры или автосервисы дают гарантию на установку до 5 лет, поэтому в случае неисправности системы вам бесплатно произведут её ремонт.

Если же вы производите установку системы самостоятельно либо доверяете это дело «гаражным мастерам», то риск возгорания транспортного средства возрастает в несколько десятков раз.

Не экспериментируйте

В машину нельзя устанавливать самодельные или не предназначенные для прогрева автоустройства. При этом не забывайте соблюдать осторожность при курении за рулём. Лучше всего в дороге не курить вовсе.

Если установить такое устройство, то из-за него двигатель может начать работать неравномерно либо вообще возникнут проблемы в функционировании бортовой сети.

На новых машинах система сразу уведомит вас о наличии ошибок. Если же говорить о старых авто, то у вас просто перегорят некоторые предохранители (перестаёт работать свет, прикуриватель и т. д.).

В таком случае лучше всего сразу заглушить мотор и скинуть клеммы с аккумуляторной батареи. Так вы обесточите авто и снизите риск возгорания практически до нуля. Продолжать движение в таком случае запрещено, лучше отбуксируйте авто или воспользуйтесь услугами эвакуатора, чтобы доставить его в свой гараж или на СТО.

Пламенный мотор, или почему горят машины

Старые и новые, отечественные и зарубежные, роскошные и «народные»… В группе риска возгорания и самовозгорания сегодня — любой автомобиль. Пламя беспощадно. Говорят, современные авто сгорают до остова за 20-30 минут. Почему случается эта беда? Кто виноват и что делать?

Руководитель некоммерческого партнерства «Уральский союз экспертов и оценщиков» Геннадий Редькин

недавно пополнил копилку своих экспертных знаний и навыков. Прошел обучение на базе Санкт-Петербургского университета МЧС и получил сертификат негосударственного судебного эксперта-пожаротехника. Наш разговор о том, чего делать не следует, если хотите проехать на своем железном коне еще ни одну тысячу километров.

Стоит себе спокойно автомобиль на парковке — и вдруг самовозгорается… Что приводит к этой беде?

— Если исключить поджог, причины могут быть разные. Нередко это происходит из-за халатного отношения самих владельцев либо из-за некорректно выполненного ремонта. Как правило, автовладелец, у которого возгорается машина, в первую очередь начинает грешить на завод-производитель и через продавца или автосалон предъявляет претензии. Но говорить о том, что автомобили сделаны некачественно сегодня в подавляющем большинстве не приходится. Даже если случаются прецеденты, связанные с неполадками, все уважающие себя производители, защищающие свой бренд, организуют кампанию по замене пожароопасных комплектующих. Как правило, это делается в дилерских центрах на бесплатной основе. Практика показывает, что в большинстве случаев в самовозгорании авто виноват сам владелец. Хотя сам он, как правило, так не считает. Между тем порой, даже когда его предупреждают, что некоторые дополнительные опции устанавливать на автомобиль нежелательно, он занимается технической самодеятельностью. И заканчивается это зачастую печально.

Какие опции устанавливать нельзя?

— Речь в первую очередь о мощной нештатной аудиоаппаратуре, которую так любит сегодня молодежь. Автозапуски часто устанавливаются некорректно. Что же касается сигнализаций, то их предлагается сегодня великое множество на любой вкус и кошелек. При этом устанавливают их все, кому не лень. Между тем дилеры вынуждены констатировать: для опытного взломщика, к сожалению, практически нет преград. А те «пугалки», которые рассчитаны на дворовую шпану и разгильдяев, как правило, не требуют мощного оснащения. При покупке авто надо ознакомиться с перечнем опций, согласованных с заводом-производителем. Когда автовладелец на свой страх и риск устанавливает какую-то иную аппаратуру или комплектующие, он должен очень внимательно отнестись к оформлению всех договорных документов и следить за тем, в каком состоянии находятся новые опции.

Как правило, возгорание не происходит одномоментно. Сначала из-за частичного нагрева в контактных парах, которые либо некачественно сделаны, либо выполнены из материалов, которые плохо «дружат», происходит осадка защитной резино-пластиковой изоляции. Даже в процессе беглого осмотра очень часто видно, что в узле или жгуте проводов есть определенные неполадки. При частой смене циклов (нагрев-остывание) в один неприятный момент и происходит короткое замыкание, что приводит к возгоранию автомобиля.

Даже когда двигатель автомобиля уже несколько часов как выключен.

— Если машина начинает гореть спустя несколько часов после отключения двигателя, значит, процесс был запущен в момент его работы. Либо в машине были оставлены тлеющие, легко воспламеняющиеся вещи (сигареты, промасленная ветошь, посторонние предметы, которые могут оказаться в салоне автомобиля или подкапотном пространстве…), либо под автомобилем — жухлая трава или кучи сухих листьев. Тлеть они могут долго, и в результате накопления кинетической энергии рано или поздно произойдет воспламенение какого-то узла или детали. Очень внимательно также нужно относиться в саморазрядке аккумуляторной батареи.

Автомобиль в выключенном состоянии рассчитан на определенные токи покоя в его бортовой сети, так как в рабочем режиме находятся сигнализация, узлы пускового механизма и другие комплектующие. Если дополнительные опции превышают максимальную величину энергопотребления, аккумуляторная батарея быстро разряжается. Это должно насторожить автовладельца.

Кроме того, необходимо обращать внимание на появление в салоне посторонних запахов. Даже если запах, спустя время, стал менее интенсивным, имеет смысл перестраховаться и обратиться либо в дилерский центр, либо в автомастерскую за консультацией. В подавляющем большинстве случаев своевременная диагностика предотвращает большие неприятности.

Слышала, что причиной возгорания машины может стать автоодеяло, которое автомобилисты любят укладывать зимой под капот в целях сохранения тепла…

— Рынок сегодня предлагает одеяла на все модели автомобилей. Но к так называемому «автотеплу» отношение экспертов двоякое. С одной стороны, большинство дилеров против установки автоодеяла в подкапотное пространство. Дело в том, что многие наружные комплектующие, в особенности защитные чехлы и накладки, выполнены из пластика. Для него небезопасно значительное тепловое воздействие. Пластик должен постоянно продуваться за счет поступающих под капот воздушных потоков во время движения. Кроме того, в автомобиле много технологических жидкостей. При локальных протечках топлива, масел, смазочных и технологических жидкостей (а в подержанных автомобилях это неизбежно происходит) отложения нарастающим потоком могут скапливаться на одеяле. С другой стороны, мы живем в зоне Южного, но все-таки Урала. Морозы у нас бывают приличные, нагрузка на весь пусковой механизм очень большая. Не зря говорят: один запуск авто в мороз равен 10-15 запускам в летний период. Поэтому «автотепло», несмотря на то, что оно экранирует только верхнюю часть моторного отсека, все-таки дает эффект. С учетом вышесказанного имеет смысл использовать только фирменные одеяла с соответствующими сертификатами и только в морозы (от -15 С и ниже). В более теплые периоды одеяла из-под капота нужно убирать в багажник или оставлять в гараже.

Читать статью  Как работает двигатель автомобиля – «сердечные» дела вашей машины

Если беда все же случилась, что делать владельцу сгоревшего автомобиля?

— Надо как можно быстрее обратиться к экспертам- пожаротехникам. При этом до прихода специалиста желательно автомобиль с места пожара не убирать. Особенно, если он застрахован и есть надежда на получение выплаты. Если причина возгорания действительно техническая, в первые часы после происшествия ее можно выявить, обосновать и при необходимости представить доказательства в суде. К сожалению, довольно часто после пожара по совету «сведущих людей» автовладелец, сам зная истинную причину пожара, пытается ее скрыть, предпринимая те или иные шаги. Хочется огорчить таких «чудо-мастеров», полностью убрать следы-провокаторы невозможно. Любая, даже небольшая горка пожарного мусора, отдельные фрагменты или детали всегда очень информативны. Опытные пожаротехники всегда докапываются до истинной первопричины возгорания автомобиля.

Что делать, если машина загорелась

Если же ваша машина загорелась, то не паникуйте, а быстро и чётко выполняйте следующее:

  • если пожар возник во время езды, то остановите авто на обочине и заглушите мотор. Поставьте машину на ручник, выведите из салона всех пассажиров. Если возгорание произошло в гараже, машину нужно вытолкать на улицу;
  • если пламя охватило бак с топливом, то удалитесь на безопасное расстояние, поскольку в любое время может прогреметь взрыв;
  • вызовите пожарную службу;
  • определите очаг возгорания и приступите к ликвидации пожара. Для этого используйте огнетушитель, песок. Также подойдёт плотное покрывало;
  • если пламя охватило всю машину, и положение стало критичным, то лучше удалитесь на безопасное расстояние.

«Машина сгорает за 5-6 минут». Что делать, если воспламенился автомобиль

Как рассказали в Гродненском городском отделе по ЧС, с начала этого года в областном центре загорелось 14 автомобилей. Корреспондент «ГП» расспросила спасателей, почему такое случается и что делать в подобных ситуациях. Наиболее распространенные причины пожара: неисправность в топливных и электрических системах, воспламенение технических жидкостей.

В июне этого года в Гродно на автостоянке загорелся Volkswagen Jetta. О возгорании сообщил владелец.

– Мужчина услышал странный хлопок, а затем увидел густой дым, идущий из-под капота. Благо автовладелец не растерялся, взял огнетушитель и принялся тушить пожар в моторном отсеке. Но предварительно вызвал МЧС. Никто не пострадал, а возгорание было потушено до прибытия спасателей. Но не всем так везет. В начале сентября сгорел Renault LOGAN, там повреждения оказались гораздо серьезней, –

рассказали в Гродненском городском отделе по ЧС.

Какой огнетушитель купить?
В каждой машине обязательно должны быть огнетушитель, устройство для снятия клеммы аккумулятора, плотные х/б перчатки. При покупке огнетушителя обратите внимание на наличие сертификата, который подтверждает его соответствие техническим требованиям. По вашей просьбе продавец обязан его предоставить. Машина сгорает дотла за 5-6 минут, так что если вас подведет огнетушитель, можно остаться без авто.

Спасатели советуют покупать порошковые огнетушители. Они обладают более широким спектром действия и справятся со многими видами возгораний. Но не забывайте вовремя их перезаряжать. Делать это нужно не реже чем раз в два года, если устройство находится в салоне. Если же огнетушитель снаружи авто, то перезарядку нужно делать раз в год. Использовать огнетушители без пломб или с истекшим сроком годности нельзя.

Что делать, если машина загорелась?

  • Первым делом покиньте автомобиль, если вы внутри.
  • Вызовите МЧС и затем попробуйте самостоятельно потушить возгорание.
  • Если у вас не получилось, быстро отойдите в сторону и подальше. Есть вероятность взрыва топливного бака.
  • В радиусе 10 метров не должно быть людей, если они есть, предупредите их об опасности.
  • Если есть возможность, откатите стоящие рядом автомобили.
  • При тушении пролитого под машиной топлива воспользуйтесь огнетушителем, подавая порошок в направлении от края к центру очага.
  • Если возгорание под капотом, то открывайте его постепенно и осторожно. Желательно сбоку при помощи палки, монтировки или любого другого длинного предмета.
  • Направляйте огнетушитель на очаг наиболее интенсивного горения или накройте пламя брезентом, забросайте песком, рыхлой землей, снегом, залейте водой.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Основные причины возгорания автомобилей

Основные причины возгорания автомобилей

Описание основных причин возгорания автомобилей: что приводит к воспламенению машин, возможные меры профилактики подобных случаев. Видео о возгорании машин.

Причины возгорания автомобиля могут быть самыми разными – от форс-мажора до мерзкого поджога, но это не влияет на сложность проблемы. Пожар в машине – это чрезвычайная ситуация, которая грозит не только потерей имущества, но и угрожает жизни.

В конструкции любого автомобиля есть уязвимые и потенциально опасные места, с которых чаще всего начинается возгорание. И если пренебрегать правилами эксплуатации, можно самостоятельно, без влияния извне, причинить вред своему авто. Рассмотрим основные причины возгорания автомобилей и способы их устранения.

Утечка топлива

Утечка топлива

Протекающая горловина топливного бака, негерметичная система топливопровода – самая серьезная причина пожара, поскольку воспламеняется сразу вся машина, и через минуту последует взрыв топливного бака. Кроме этого, даже небольшая брешь, которая выдает не бензин, а его пары, грозит взрывом.

Бензин самовоспламеняется при температуре 257 градусов по Цельсию, впускной коллектор может разогреваться до 300 градусов, и пожар неизбежен даже без искры. А вот от искры топливо воспламенится и при минусовой температуре. Поэтому если возле автомобиля после ночной стоянки или в салоне чувствуется запах бензина, заводить машину опасно. Утечка дизтоплива также грозит большими неприятностями – от искры солярка воспламенится уже при температуре +62 градуса.

К утечке топлива может привести и некачественное обслуживание в сервисе. И это не единичный случай – слесарь может «забыть» защелкнуть фиксатор топливопровода на фильтре, штуцер срывает через 10-20 минут работы двигателя. Или неправильно установить прокладку модуля бензонасоса, и если заправить бак под горловину, бензин потечет под машину. А если топлива будет меньше, произойдет выход бензиновых паров, что также опасно.

Искра с перебоями

Искра с перебоями

Неисправные свечи в бензиновых моторах могут стать причиной пожара – эту аксиому знают и начинающие водители. Но то, что неправильная мойка мотора может привести к пожару, знают далеко не все опытные водители. Причина проста – направляя струю воды под большим напором на двигатель, можно повредить систему зажигания. В итоге искра выдается с перебоями, топливо в цилиндре не сгорает полностью, а накапливается в катализаторе. Чрезмерное его скопление рано или поздно может привести к взрыву или воспламенению антикоррозийной защиты днища (мастика) или теплоизоляции.

Взрыв АКБ

Взрыв АКБ

Любители «прикуривать» или быстро заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля, должны помнить, что во время таких манипуляций выделяется водород, который может взорваться. При этом верхнюю крышку АКБ просто сорвет, а кислота разлетится по всему моторному отсеку.

Во время взрыва неминуемо образуется искра, которая приведет к серьезному пожару, огонь в этом случае распространяется очень быстро. Единственное, что удастся спасти – это задние колеса, и то, если под рукой уже будет исправный огнетушитель.

Предохранители большей мощности

Предохранители большей мощности

Электрооборудование автомобиля надежно защищено сетью легкоплавких предохранителей. Каждая цепь имеет свой предохранитель, который принимает на себя скачки напряжения и прерывает подачу тока при любых неисправностях системы.

Некоторые водители забывают, что если предохранитель сгорел – это сигнал о том, что было короткое замыкание. Необходимо тщательно прозвонить кабель, проверить разъемы и места соединений, но некоторые горе-шофера просто ставят новую деталь вместо сгоревшей, но большего номинала. Начинает плавиться проводка, появляется искра и, как следствие, воспламенение. А учитывая, что в современных автомобилях практически все материалы горючи, пожара не избежать.

Самым опасным случаем считается воспламенение изоляции и плавление жилы силовых цепей стартера и генератора – это может привести к выходу из строя потребителей и возгоранию проводки авто.

К пожару через короткое замыкание может привести и установка нештатного оборудования – например, мультимедиа или колонок. Совершенно недопустимым считается установка зарядок, усилителей, обогревателей и пр. через прикуриватель сразу к аккумулятору через отдельные провода. В этом случае цепь не контролируется предохранителем, и любое короткое замыкание приведет к образованию искры в подкапотном пространстве.

Полный бак? Только при минус 30

Полный бак? Только при минус 30

Привычка заливать бензобак под горловину может оказаться фатальной, если после заправки оставить авто под палящими лучами солнца на 30 минут. Бензин и дизтопливо при нагреве расширяется и начинает вытекать из горловины, заливая все вокруг. И это не утечка горючего, а простая халатность и пренебрежение правилами. Окурка, брошенного рядом, будет достаточно, чтобы получить костер под машиной.

Даже при сильном морозе не стоит заливать топливный бак «под горлышко». Если крышка завинчивается не герметично, наружу будут выходить пары бензина, что также опасно.

Пусковая жидкость

Пусковая жидкость

Если инжекторные моторы в лютый мороз заводятся стабильно, то с дизельными агрегатами ситуация иная. Уже при минус 20 солярка, особенно с большим количеством серы, чем так славятся отечественные заправки, густеет, и мотор не заводится. Водителям предлагают выход из положения – пусковая жидкость.

Опасность таится в том, что если во впускной коллектор перелить любую Starting Fluid, то при запуске мотора можно получить вспышку, искры быстро перекинутся в моторный отсек и подожгут все. Рекомендуется внимательно читать инструкции к специальным жидкостям и использовать их только в крайнем случае.

Возгорание от катализатора

Возгорание от катализатора

Каталитические нейтрализаторы призваны снижать вредные выхлопы автомобиля, но не все системы имеют стабильную теплозащиту и чрезмерно перегреваются. И если материал болванки катализатора и внутреннее наполнение изготавливается из жаропрочной стали, иридиевых сот, то материалы смежных узлов этим похвастаться не могут.

Кроме того, если неисправна топливная форсунка, то догорание топлива будет протекать в катализаторе и системе выхлопного коллектора, что раскалит нейтрализатор еще больше. Как следствие, может начать плавиться свеженанесенная мастика на днище автомобиля.

Зафиксировано несколько случаев возгорания машины в Астраханской области летом, когда автомобиль после длительного пробега останавливали не на асфальте, а на участке с сухой травой. От разогретого катализатора начинала тлеть трава, и было достаточно легкого ветерка, чтобы под капотом появился огонь.

Читать статью  Двигатели для электромобиля: как устроены и принцип их работы

Негерметичная система охлаждения

Негерметичная система охлаждения

Некачественный антифриз самовоспламеняется при температуре ниже 100 градусов. Если система циркуляции охладителя герметична – проблемы нет, но если есть утечка антифриза, то вероятность возгорания увеличивается в разы. Достаточно одной микро капле попасть на горячие узлы выпускного тракта, чтобы получить очаг возгорания.

Кроме того, плохое охлаждение снижает работоспособность двигателя, и ведет к его быстрому износу и поломке. О проблеме с системой охлаждения сигнализирует горящий Check engine, лампочка начинает мигать, если мотор нагрелся выше 90 градусов – в этом случае проверка двигателя и системы антифриза обязательна.

Зажигалка на торпедо

Зажигалка на торпедо

По большому счету, не важно, где в салоне оставить газовую зажигалку – на сидении или торпедо. Главное, чтобы на нее не попадали солнечные лучи, которые могут разогреть газ. В итоге безопасная пластиковая зажигалка взорвется и с вероятностью в 80% станет причиной пожара.

ГБО

Газобаллонное оборудование – это надежная топливная система, если соблюдать меры безопасности. Патрубки и переходники ГБО имеют предохранительные клапаны, которые стравливают излишек давления. Вместе с давлением в атмосферу попадают и частицы газа.

Качественное ГБО 2 и 4 поколения имеют стравливающие патрубки, которые выводят давление под днище. Но есть системы, которые стравливают газ прямо в багажник, и если неосторожно открыть багажник с прикуренной сигаретой…

Установка ГБО на несанкционированных площадках, использование сборных агрегатов, а не всей системы и некорректное подключение газопровода очень опасно. Производитель ГБО дает гарантию на системы и настаивает на установке оборудования только в специализированных сервисах.

Форс-мажор

Форс-мажор

К сожалению, причиной возгорания автомобиля может стать и форс-мажор, что переводится как «высшая сила». Предугадать и предотвратить обстоятельства невозможно. Это может быть и конструктивная ошибка, когда потенциальная опасность пожара «спроектирована» на заводе, и неординарные события.

Летом 2018 года причиной пожара автомобиля чуть не стал зеркально-стеклянный торговый центр. В солнечный день в Ростове-на-Дону водитель поставил свою машину на открытой площадке перед супермаркетом. Лучи солнца отражались от стеклянной конструкции и фокусировались на автомобиле, и от интенсивного теплового луча эмаль и пластиковые детали начали плавиться, пострадал даже руль. До открытого огня дело не дошло – охранники торгового центра использовали огнетушитель, однако радости владельцу это не принесло, и убытки составили сотни тысяч рублей.

Но форс-мажоры, как и пожары во время аварии, случаются не часто, поэтому обезопасить свою машину от основных причин возгорания по силам каждому автомобилисту.

Видео о возгорании машин:

Описание основных причин возгорания автомобилей: что приводит к воспламенению машин, возможные меры профилактики подобных случаев. Видео о возгорании машин.

Почему прогорают клапана

Клапана ГРМ располагаются непосредственно в камере сгорания и рассчитаны на высокотемпературные нагрузки. Однако при нарушении нормального режима работы ДВС со временем разрушается даже термостойкий материал, из которого они изготовлены. Как быстро прогорают клапана – зависит от характера неполадок. Характерными признаками того, что прогорел клапан в цилиндре, являются неровная работа и затрудненный запуск двигателя, а также потеря мощности. Впрочем, эти же симптомы могут возникнуть и при иных неполадках. Разобраться, что значит «прогорел клапан», почему это произошло и узнать о способах диагностики ГРМ без снятия головки поможет эта статья.

Основные причины возгорания автомобилей

Симптомы прогоревшего клапана

Как понять, что прогорели клапана? Проще всего установить это при визуальном осмотре, но для этого пришлось бы снять ГБЦ, что довольно трудоемко и дорого. Поэтому для начала стоит руководствоваться косвенными признаками. Зная, что происходит, когда прогорает клапан, и как это отражается на работе ДВС, определить поломку можно и без разбора мотора.

Как определить, что прогорел клапан смотрите в таблице, в которой указаны характерные симптомы и основные причины.

СимптомПричиныПочему это происходит
Детонация («стучат пальцы»)Октановое число не соответствует рекомендованному производителем. Неверно настроено зажиганиеЕсли бензин низкооктановый или воспламеняется не вовремя, то при сильном сжатии смеси вместо плавного ее сгорания происходит взрыв. Детали камеры сгорания подвергаются ударным нагрузкам, клапана перегреваются и могут трескаться
Увеличенный расход топливаНеправильная работа ГРМРежим работы ГРМ с поврежденным клапаном нарушается, мощность падает, а с ней и КПД движка, что может приводить к повышенному расходу
Ухудшение тяги и динамикиПадение общей мощности двигателяПрогоревший клапан не дает достичь рабочей компрессии в цилиндре, в результате не создается необходимое усилие для перемещения поршня
Затрудненный запускСнижается скорость перемещения поршняПоршень не способен создать необходимое усилие для вращения коленвала
Тряска и неровная работа на холостом ходу, изменение звука работы мотораПропуски зажигания в цилиндреВ норме вспышки в цилиндрах ДВС происходят с ровными промежутками (пол-оборота коленвала для 4-цилиндрового ДВС) и одинаковой силой, поэтому мотор вращается равномерно. Если прогорел клапан, цилиндр не может выполнять свою работу и двигатель подвергается перепадам нагрузок, вызывающим троение и сильные вибрации
Выстрелы в глушительВоспламенение ВТС в выпускном коллектореВ негерметичном цилиндре топливовоздушная смесь не сгорает полностью. В итоге остатки топлива попадают в горячий выхлопной тракт и воспламеняются
Хлопки во впускеТопливовоздушная смесь возвращается в коллектор и ресиверЕсли прогорел и травит клапан на впуске, то при сжатии часть смеси возвращается во впускной ресивер, где и сгорает при подаче искры

Основные причины возгорания автомобилей

Клапан прогорел и уже не может обеспечить герметичность

По симптомам, перечисленным выше, можно узнать, что прогорели клапана в двигателе. Комбинация нескольких признаков указывает на это с более высокой вероятностью. Прогореть может и седло, к которому клапан должен плотно прилегать при закрытии, хотя это менее распространенная поломка.

Если симптомы указывают на наличие трещин в клапане или на то, что прогорели седла клапанов, в чем причина поломки достоверно можно установить только при помощи полной диагностики и дефектовки. Для проведения ремонта в любом случае придется снимать ГБЦ, а затем менять вышедшие из строя детали.

Стоимость устранения проблемы

Собственноручно заменить клапан на отечественном авто можно с минимальными затратами, потратив около 1000 рублей на сам клапан, новую прокладку ГБЦ, притирочную пасту, антифриз для доливки. Но обычно одним прогоранием все не заканчивается: может потребоваться фрезеровка или замена деформированной из-за перегрева ГБЦ, а также проточка седел клапанов. Пережатый клапан влечет за собой выработку кулачка распредвала.

На СТО менять один клапан берутся неохотно, а полное обслуживание и ремонт ГБЦ стартуют с 5–10 тыс. рублей для ВАЗ – до десятков тысяч для современных иномарок.

После замены прогоревших клапанов и ремонта ГБЦ важно устранить первопричину прогара. Если этого не сделать, то вскоре деталь снова выйдет из строя!

Почему прогорают клапана двигателя?

Из-за чего прогорает клапан в двигателе? Основная причина – нарушение температурного режима в камере сгорания. Вследствие этого деталь подвергается перегреву, металл начинает плавиться, либо наоборот становиться более хрупким, крошится и трескается. Даже небольшой дефект клапана постепенно прогрессирует, из-за чего со временем тот приходит в негодность.

Существует 6 основных причин, почему прогорают клапана на машине:

  1. Бедная смесь. Обедненная топливовоздушная смесь горит медленнее нормальной (стехиометрической), часть ее догорает уже на выходе из камеры сгорания, поэтому тепловая нагрузка на выпускной тракт увеличивается. Причины, почему прогорает выпускной клапан, обычно кроются именно в бедной смеси или в следующей неполадке.
  2. Неправильные углы опережения зажигания. Чем выше октановое число топлива – тем равномернее и медленнее оно горит, поэтому при повышении ОЧ требуется и увеличение угла опережения зажигания. При позднем зажигании смесь догорает уже в выпускном тракте, перегревая клапана. При раннем бензин воспламеняется преждевременно, возникают ударные нагрузки и перегрев.
  3. Отложение нагара. В момент закрытия клапан плотно прилегает к седлу, которое участвует в отводе избыточного тепла. При образовании на их поверхности нагара теплопередача существенно ухудшается. Охлаждение только через шейку не столь эффективно. Кроме того, слой мешает клапанам полностью закрываться, в результате происходит прорыв горящей смеси во впускной или выпускной коллектор, усугубляющий перегрев.
  4. Неправильные тепловые зазоры клапанов. На холодном моторе между толкателем клапана и эксцентриком распредвала присутствует зазор, являющийся запасом на расширение металла. Он может периодически регулироваться вручную посредством шайб или стаканчиков нужной толщины или автоматически гидрокомпенсаторами. При неправильной регулировке или износе гидрокомпенсатора деталь занимает неверное положение. Когда клапан пережат – он не может полностью закрыться, горящая смесь прорывается в щель между ним и седлом, вызывая их перегрев. Если прогорел впускной клапан, причины этого чаще всего кроются именно в пережатии или в отложениях на его поверхности, препятствующих запиранию.
  5. Проблемы с системой охлаждения. Если циркуляция охлаждающей жидкости в ГБЦ нарушена или антифриз просто не справляется с отводом тепла, в результате детали головки перегреваются, а клапана и их седла могут прогореть.
  6. Некорректная дозировка дизтоплива. На дизелях прогорание клапанов случается из-за все тех же чрезмерных тепловых нагрузок, вызванных неправильной дозировкой горючего. Причиной их может быть неправильная работа ТНВД или топливных форсунок.

Основные причины возгорания автомобилей

Прогорел выпускной клапан

Основные причины возгорания автомобилей

Нагар на клапанах и седлах приводит к прогару

Из вышесказанного можно сделать вывод, какие клапана прогорают чаще – выпускные. Во-первых, они меньше по размеру, а потому быстрее нагреваются. Во-вторых, именно через них удаляются горячие выхлопные газы. Впускные клапана постоянно охлаждаются топливовоздушной смесью или чистым воздухом (на моторах с прямым впрыском) и потому испытывают меньшую температурную нагрузку.

Из-за чего прогорают клапана на бензиновом моторе?

Ответ на вопрос “почему прогорел выпускной клапан на бензиновом моторе?” можно найти предыдущем разделе в пунктах 1–5 (смесь, зажигание, нагар, зазоры и охлаждение). При этом четвертая причина в наибольшей степени относится к двигателям, в которых предусмотрена ручная регулировка теплового зазора. Прогорают ли клапана с гидрокомпенсаторами? Такое тоже случается, но чаще всего по не зависящим от автоматических компенсаторов причинам – сами они из строя выходят редко.

Наиболее распространенной причиной, по которой прогорает клапан в двигателе ВАЗ с 8-клапанным ГРМ, является именно несвоевременная или неквалифицированная регулировка зазоров. На более старых моторах, установленных в ВАЗ 2108 и ВАЗ 2111, проблема проявляется чаще из-за меньшего интервала регулировок. На ДВС серии 1186, устанавливаемых в Калину, Гранту и Датсун, где интервал увеличен за счет доработки ШПГ, она чуть менее выражена. Тем не менее пережатие клапанов – одна из главных причин, почему прогорает впускной клапан. И касается это не только ВАЗов.

Дело в том, что из-за просадки седел и постепенной самопритирки клапанов, свободно вращающихся вокруг своей оси, они постепенно поднимаются вверх. В результате зазор между толкателем и эксцентриковым кулачком распредвала уменьшается, регулировка сбивается.

Обедненная смесь, вызывающая перегрев выпускного канала – главная причина прогара на бензиновых моторах с «гидриками». А вот неправильное зажигание и перегрев ГБЦ в одинаковой степени распространены на всех моторах, вне зависимости от механизма регулировки клапанов.

Почему горят клапана после установки ГБО?

Главной причиной, почему прогорают клапана на газу, является неправильная настройка двигателя под ГБО. Газообразное топливо отличается от бензина октановым числом: у пропан-бутана ОЧ обычно составляет 100 единиц, а у метана – 110. Чем выше ОЧ – тем плавнее оно сгорает, тем дольше достигается «пик» горения, поэтому поджигать его следует раньше. Если зажигание отрегулировано под бензин 92 или 95 – смесь будет догорать уже в выпускном тракте.

Читать статью  Тест-драйвы и обзоры Skoda Kodiaq (Шкода Кодиак). Skoda Kodiaq: Многогранный универсал

При установке ГБО (особенно метанового) обязательно устанавливайте вариатор УОЗ, чтобы корректировать момент искрообразования при езде на газе! Или установите двухрежимную прошивку «газ-бензин». На авто, изначально идущих с ГБО (как Lada Vesta CNG), такая прошивка установлена с завода, для других моделей подобное ПО создают специалисты по чип-тюнингу.

Второй распространенной причиной, почему от газа прогорают клапана, является работа на обедненной смеси. Бедная смесь хуже воспламеняется, дольше горит и догорает уже в выпускном канале, тем самым подвергая клапан и его седло перегреву.

Любое ГБО нуждается в настройке. На системах 1–3-го поколения важно правильно отрегулировать редуктор, а на 4-м и новее – выставить коррекции впрыска относительно бензина в газовом ЭБУ. Если неправильно отрегулировать систему или осознанно «задушить» ее ради экономии – это чревато прогаром.

Расход газа на современном моторе не может быть 1:1 к бензину. Теплотворная способность у них сравнимая (в пределах 40–45 кДж/г), но плотность у пропан-бутана ниже на 15–25% (500–600 г/л против 700–800 г/л). Поэтому расход газа на нормально обогащенной смеси должен быть больше, чем бензина!

Как и на бензине, распространенными причинами прогорания клапана в двигателе с ГБО, могут быть неправильная регулировка зазоров, закоксовка нагаром и проблемы с охлаждением. Поэтому при дефектовке мотора с прогоревшим клапаном стоит убедиться в отсутствии этих проблем.

На моторах с ручной регулировкой клапанов, работающих на газе, при настройке зазоров стоит делать поправку +0,05 мм. Например, для 8-клапанных двигателей ВАЗ нормальные зазоры впуска – 0,15–0,25 мм, а выпуска – 0,3–0,4 мм, но на газе их стоит сдвинуть к 0,2–0,3 мм для впуска и 0,35–0,45 мм – для выпуска.

Почему прогорают клапана на дизеле?

Причины, почему прогорают клапана на дизеле, отличаются от бензиновых ДВС. Искрового зажигания у них нет, а бедная смесь является признаком нормальной работы, так как воздух всегда должен подаваться с избытком для полного сгорания солярки. Типичными причинами, по которым прогорают клапана на машине с дизельным мотором, являются:

  • слишком ранний впрыск топлива в цилиндры;
  • переобогащение смеси из-за чрезмерного давления ТНВД или переливающих форсунок;
  • неправильная регулировка тепловых зазоров или неисправность гидрокомпенсаторов;
  • перегрев ГБЦ из-за нарушения циркуляции антифриза или ухудшения его свойств.

Чаще всего клапан на дизеле прогорает именно из-за вышеуказанных причин. На старых ДВС с механическим ТНВД ранний впрыск может возникать из-за поломки таймера (автомата опережения) насоса, управляющего моментом подачи топлива. В современных ДВС с системой Common Rail виновником прогара клапанов могут быть датчики, неверно определяющие момент для впрыска, и изношенные форсунки, льющие горючее сверх нормы.

Причинами, почему прогорают клапана в двигателе автомобиля на дизтопливе, могут быть проблемы с воздушным фильтром и интеркулером (на турбодизеле). Забитый фильтр ограничивает приток воздуха, из-за чего топлива при неизменном объеме подачи становится относительно много. Аналогично действует и перегревающийся (например, из-за загрязнения) интеркулер. Он не может нормально охлаждать воздух, в итоге тот хоть и развивает нужное давление во впуске от расширения при нагреве, но количество кислорода в нем в итоге оказывается недостаточным, так как по массе воздух в дефиците относительно нормы. Оба фактора вызывают переобогащение смеси, которое на дизеле способно привести к прогоранию клапанов.

Как определить прогоревший клапан без снятия ГБЦ

Основные причины возгорания автомобилей

Осмотр клапанов с помощью эндоскопа подключенного к смартфону

Существует два основных способа, как определить прогоревший клапан с высокой точностью, не разбирая мотор:

  • измерение компрессии;
  • визуальный осмотр эндоскопом.

Чтобы понять, что прогорели клапана можно провести эти операции самостоятельно или обратиться в автомастерскую. Бюджетный эндоскоп, как и компрессометр, обойдется в 500–1000 рублей. Примерно столько же возьмут за диагностику и мастера на СТО. Осмотр эндоскопом, подключаемым к смартфону, планшету или ноутбуку, позволяет хорошо рассмотреть поврежденный клапан, а «компрессометр» покажет падение давления в цилиндре.

Перед тем, как проверить прогоревший клапан, нужно убедиться в отсутствии проблем с зазорами. Они должны быть правильно выставлены, потому что еще целый пережатый клапан, который не может полностью закрыться, ведет себя так же, как и уже прогоревший.

Для замера компрессии, особенно на моторах с электронным дросселем, нужен помощник, потому что в момент тестирования заслонка должна быть полностью открыта. Также ассистент будет запускать стартер.

Как найти неработающий цилиндр

Определить цилиндр с прогоревшим клапаном можно замеряя компрессию или снимая провода/катушки со свечей на работающем моторе. Как проверить прогоревший клапан на бензиновом двигателе по звуку:

Основные причины возгорания автомобилей

Определение цилиндра с прогоревшем клапаном

  1. Запустить двигатель, дать ему прогреться и открыть капот.
  2. Снять провод или катушку со свечи 1-го цилиндра.
  3. Послушать, изменился ли звук работы мотора, усилились ли вибрации.
  4. Вернуть провод или катушку на место, снова послушать изменения в работе.
  5. Повторить п. 2–4 для остальных цилиндров.

Если цилиндр исправно держит давление, то при его отключении двигатель начинает хуже работать, троить и трястись, а при подключении – работа нормализуется. А вот если клапан прогорел, цилиндр полноценно не участвует в работе, поэтому звук и вибрация мотора после отключения-подключения свечи не меняются.

Для дизеля доступен только вариант с компрессометром ввиду отсутствия свечей зажигания. В цилиндре с дефектным клапаном давление будет примерно на 3 (и более) атм меньше, чем в остальных.

Как определить, в чем проблема

Так как распознать прогоревший клапан с эндоскопом можно наверняка, по возможности лучше выбрать этот вариант. Для осмотра нужно:

Основные причины возгорания автомобилей

Прогоревший клапан на картинке с эндоскопа

  1. Подключить «эндоскоп» к ноутбуку или смартфону и вывести картинку на экран.
  2. Надеть на камеру насадку-зеркальце (необязательно, если «эндоскоп» с управляемой головкой).
  3. Выкрутить свечу и через отверстие поместить «эндоскоп» в цилиндр.
  4. Осмотреть клапана на предмет дефектов.
  5. Повторить п. 3–4 для каждого цилиндра.

Проверка с компрессометром основана на понимании того, что происходит с давлением, когда прогорает клапан. Для прогретого бензинового ДВС нормальная компрессия составляет 10–15 бар или атмосфер (1–1,5 МПа), в зависимости от степени сжатия. Давление в цилиндре дизеля составляет 20–30 бар или атм. (2–3 МПа), поэтому для его проверки нужен прибор с манометром, имеющим более широкий диапазон измерений.

Как определить, что прогорел клапан, с помощью манометра, указано в инструкции ниже. Если наконечник компрессометра оснащен не резьбой, а резиновым конусом, потребуется помощник.

Порядок проверки прогоревших клапанов компрессометром:

  1. Выкрутите из ГБЦ свечи зажигания (на бензиновом моторе), свечи накаливания или форсунки (на дизеле). Чтобы не перепутать их при сборке, пронумеруйте свечные наконечники проводов или катушки.
  2. Перекройте подачу топлива, например, отключив топливный насос (можно вынуть предохранитель) или отсоединив магистраль от ТНВД.
  3. Вкрутите «компрессометр» в отверстие 1-го цилиндра или плотно прижмите его конусом к отверстию.
  4. Попросите помощника покрутить мотор стартером в течение 5 секунд, при этом нажимая педаль газа в пол для нормального наполнения цилиндра воздухом.
  5. Зафиксируйте показания манометра, сверьте их с нормальными для вашего двигателя.
  6. Обнулите «компрессометр», стравив давление из него.
  7. Повторите п. 3–6 для каждого из оставшихся цилиндров.

Основные причины возгорания автомобилей

Бензиновый «компрессометр» с резьбой и конусной насадками

Основные причины возгорания автомобилей

Дизельный «компрессометр» с шкалой измерений до 70 бар

После произведения замеров компрессии сравните показания прибора для каждого из цилиндров. Нормальные значения для разных ДВС указаны выше, разброс по цилиндрам должен находиться в пределах 1 бар или атм. (0,1 МПа). Признаком прогара является существенное (на 3 атм и более) падение давления.

Не всегда виновником низкого давления является прогоревший клапан. Причиной плохой компрессии может быть залегание, износ или поломка колец, чрезмерная выработка стенок цилиндра или повреждения поршня. Понять, что так ведет себя прогоревший клапан можно, впрыснув в цилиндр около 10 мл моторного масла и повторно измерив компрессию. Если она увеличилась – проблема с кольцами или износом цилиндра, если не изменилась – клапан не держит давление из-за прогара.

Масло также не поможет увеличить компрессию, если ее нет из-за прогоревшего или лопнувшего от детонации поршня – симптомы будут те же, что и при прогаре клапана. Проверить целостность поршня без разбора можно эндоскопом или ощупыванием его длинным тонким стержнем через свечной колодец.

Можно ли ездить с прогоревшими клапанами

Для тех, кто по симптомам определил, что у его автомобиля проблемы с клапанами, и интересуется: можно ли ездить, если прогорел клапан? – сразу ответ: крайне нежелательно, это может привести к дополнительным затратам. Если действительно прогорел клапан, последствия могут быть плачевными для мотора:

  • кусочки разрушающегося клапана повреждают поршень и ГБЦ, обдирают стенки цилиндра, ломают кольца;
  • при прогаре впускного клапана топливовоздушная смесь, прорывающаяся во впускной ресивер, может вспыхнуть там и порвать его (особо актуально для пластиковых ресиверов);
  • горящая смесь, прорываясь через негерметичный клапан, приводит к перегреву коллектора, приемной трубы, прокладки, приводя к прогоранию деталей выхлопа;
  • смесь, которая не может нормально сгореть в цилиндре, догорает в выхлопе, повреждая катализатор, датчик кислорода;
  • из-за сохраняющегося локального перегрева ГБЦ может повести, что потребует ее фрезеровки при ремонте или даже замены.

Как избежать прогара клапанов

  • Контролируйте качество смесеобразования, периодически осматривая свечи на предмет наличия нагара. Если он белый – смесь бедная и нуждается в корректировке.
  • Соблюдайте периодичность замены свечей зажигания, предписанную в регламенте Вашего автомобиля.
  • При езде на газе сократите интервал замера клапанных зазоров. Проверяйте их раз в 10 тысяч км (при каждой смене масла) и, при необходимости, регулируйте.
  • Заправляйтесь топливом с рекомендованным производителем октановым числом.
  • При езде на газе используйте вариатор УОЗ или двухрежимную прошивку ЭБУ «газ-бензин».
  • Вовремя меняйте масло, используя продукцию с допусками, рекомендованными производителем авто.
  • Меняйте антифриз раз в 3 года или через 40–50 тысяч км, чтобы не допустить ухудшения его свойств, следите за его уровнем в бачке и температурой при движении.
  • При появлении уведомления «Check Engine» на панели приборов диагностируйте мотор по OBD-2 для оперативного устранения неполадок.

Придерживаясь указанных рекомендаций, вы продлите срок службы мотора, так как предотвратить прогорание клапанов двигателя проще и дешевле, чем производить их замену. В случае с ВАЗ есть шанс недорого купить на разборке «живую» головку, но даже б/у деталь для иномарок может ударить по кошельку.

Источник https://iga-motor.ru/avto-import/gorit-avto.html

Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/5531-osnovnye-prichiny-vozgoraniya-avtomobiley.html

Источник https://etlib.ru/blog/1322-pochemu-progorayut-klapana

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: