Мойка двигателя: зачем нужна, чем чревата и как не «напортачить»
С кузовом автомобиля все понятно: его стоит мыть периодически, ибо это положительно сказывается на долговечности ЛКП, если все делать правильно. А зачем мыть подкапотное пространство? И главное – чем это может быть чревато?
Зачем это нужно
Сторонники мойки двигателя приводят сразу несколько аргументов в пользу данной процедуры.
Во-первых, это красиво, с чем нельзя не согласиться. Но хочется спросить в ответ: не тот ли это случай, когда красота требует жертв (об этом чуть ниже)?
Во-вторых, вы же помните, что чистота – залог здоровья? Или как там: в здоровом теле – здоровый дух? Да, это все про человеческий организм. Если же перенести на технику, то держать двигатель в чистом виде тоже полезно, причем сразу по нескольким причинам. Внешние загрязнения ухудшают теплообмен, затрудняют поиск утечек технических жидкостей с одной стороны, а с другой – сами грозят утечками тока, поскольку в этой «шубе» из масла, твердых частиц, соли и прочего вполне могут быть и токопроводящие вещества.
По этой же причине стоит держать в чистоте и корпус аккумуляторной батареи. И вообще, а это уже в-третьих, правильнее говорить про мойку подкапотного пространства, в процессе которой чище становится не только двигатель. Весьма полезно время от времени промывать радиаторы, избавляя их от грязи и пыли, а также удалять весь мусор из-под пластикового жабо перед лобовым стеклом, иначе дренажные отверстия рано или поздно просто засорятся.
Несмотря на некоторую иронию с нашей стороны, мы согласны с тем, что держать в чистом виде подкапотное пространство не такая уж плохая идея. С другой стороны, мы понимаем и тех, кто едко вспомнит поговорку про кота, которому делать нечего. А главное – они обязательно будут пугать всевозможными последствиями. Вот к ним и перейдем.
Чем это чревато
Потенциально – всякими ужасами вроде залитого блока управления, сбоями системы зажигания (катушки, свечи), окислением в будущем контактов в разъемах и не только. На самом деле иногда так и случается, но крайне редко. Пообщавшись не только с мойщиками (как всякий кулик, они клятвенно заверяли, что такие случаи крайне редки и мойка двигателя – вещь совершенно безвредная), но и с сервисменами (которые как раз припомнили пару не самых веселых для владельцев пострадавших машин историй), мы пришли к выводу, что мойка моторного отсека может иметь определенные риски, которые следует учитывать как владельцу автомобиля, так и исполнителям.
Да, блоки управления, датчики, разъемы и прочие компоненты электрооборудования обычно выполняются герметичными. Тем более что в моторном отсеке вода может оказаться не только во время мойки, но и, например, при преодолении луж (в этом случае брызги будут снизу). Но, во-первых, у каждого производителя свое понимание герметичного исполнения. Во-вторых, со временем корпус того же блока или разъема может быть поврежден в силу разных обстоятельств. В-третьих, старения материалов, появления микротрещин в уплотнителях и изоляции тоже никто не отменял. Так что быть полностью уверенным в том, что во время «водных процедур» влага не доберется до микросхем и разъемов, никак нельзя, особенно на возрастном автомобиле.
Считается, что более уязвимы бензиновые автомобили, оснащенные системой зажигания (она как раз достаточно чувствительна к избыточной влажности и попаданию воды). Но еще раз: есть риск заливания блоков, разъемов и так далее – тут и без системы зажигания уязвимых мест хватает. И не будем забывать по впуск, куда воде тоже путь должен быть заказан. Кстати, почему мы все про воду? Во время мойки используются самые разные, в том числе довольно агрессивные, вещества – далеко не все материалы с ними «дружат». Химия тоже должна выбираться по делу.
Как тогда мыть
Все это означает, что к вопросу мойки подкапотного пространства надо подходить ответственно. Например, исключить или свести к минимуму работу с аппаратом высокого давления: сильный напор может повредить соты радиатора, сорвать провода и залить что угодно – никакой целлофан не спасет! По-хорошему исполнитель должен точно представлять, что он делает, и тем более знать, чего делать нельзя ни в коем случае.
Если решили воспользоваться услугами автомойки, выбирайте организацию с хорошей репутацией и специализацией по такого рода работам. Кстати, некоторые компании используют очистку паром, что считается более безопасным для электрооборудования. В любом случае многое зависит от качества выполняемых работ. Ну и от технического состояния автомобиля тоже. Тут и мойщики, и мастера едины во мнении: больше проблем со старыми машинами, у которых уже имеются те или иные вопросы по подкапотной электрике. В этом случае мойка просто выявляет слабые места.
Если в роли исполнителя вы сами, изучайте возможные способы (их несколько), внимательно читайте и выполняйте инструкции используемых химсредств. Существует два основных подхода по самостоятельной мойке. Первый, более безопасный, предполагает минимальное использование воды. В этом случае загрязнения удаляются с помощью пылесоса и ветоши, салфеток, а также точечным применением воды и химии. Съемные детали (декоративную крышку двигателя, корпус фильтра, крышку блока предохранителей, патрубки впускного тракта) можно снять, промыть, просушить и вернуть на место. Как можно догадаться, это довольно трудозатратный способ, конечный результат во многом зависит от вашей усидчивости и дотошности. Но риск повредить что-то по части электрики минимален.
Второй подход – классический. Наиболее уязвимые детали (аккумулятор, блок управления, на старых бензиновых машинах – трамблер и коммутатор) дополнительно изолируются подходящими материалами, закрывается впускной патрубок. В любом случае на эти детали воду по возможности лучше не подавать или использовать минимальный напор. Стоит ли обесточивать бортовую сеть? С одной стороны, это снижает риски, с другой – современные автомобили не очень-то любят отключаться от аккумулятора, как минимум могут сбиваться настройки разных устройств (аудиосистемы, бортового компьютера и т.д.), так что выбор за вами.
Технология мойки зависит от инструкции применения химических средств – здесь важно не только их целевое использование, но также способ нанесения/удаления, время выдержки, температура двигателя и прочие условия. В общем, читайте инструкцию.
Не спешите
По окончании мойки наступает следующий немаловажный этап. Необходимо просушить подкапотное пространство. Лучше всего удалить остатки воды, вытерев детали ветошью, продуть разъемы и свечные колодцы сжатым воздухом. В идеале можно обработать контакты специальными средствами, предотвращающими их окисление.
При первом запуске после мойки бензиновый двигатель может подтраивать – это означает, что вода где-то добралась до элементов системы зажигания. С прогревом двигателя через какое-то время проблема обычно уходит. Но долго мучить мотор в таком режиме тоже не стоит, так как пропуски зажигания могут повредить катализатор. А еще поначалу может попискивать приводной ремень навесного оборудования. Как только он просохнет, звук пропадет.
Как правило, на этом все неприятности и заканчиваются. Но если вдруг после мойки двигатель наотрез отказывается заводиться, не стоит предпринимать настойчивые попытки его запустить. Прежде разберитесь, с чем это может быть связано, особенно если есть потенциальная возможность попадания воды во впуск. Проверьте состояние воздушного фильтра (он должен быть сухим), убедитесь, что все клеммы и разъемы подключены, блоки реле и предохранителей сухие. Дальнейшие действия будут зависеть от результатов визуального осмотра и того, какими симптомами сопровождались неудачные попытки запуска.
Мойка двигателя автомобиля: зачем нужна
Как часто надо выполнять мойку двигателя автомобиля, и стоит ли вообще это делать? Среди автолюбителей нет единого мнения на этот счет. Большинство владельцев стальных коней отмечают, что у этой операцииесть позитивные и негативные моменты. Попробуем разобраться в этих аспектах детально.
Технологии мойки двигателей
На многих автомойках, предлагающих помывкудвигателя, эту операцию выполняют с помощью аппарата высокого давления Karcher. Способ, сразу скажем, небезопасный. По этой причине на таких точках висит объявление, что после мойки двигателя его исправность не гарантируется. Направленная струя воды может повредить компоненты силового агрегата. Понятно, что такими мойками лучше не пользоваться.
Рискованной операцией является и химическая мойка двигателя автомобиля. Агрессивные составы могут повредить пластиковые и резиновые детали. Нарушение герметичности шлангов, воздуховодов и т. п. элементов приведет к подтекам, подсасыванию воздуха и другим проблемам. Неудивительно, что многие точки, предлагающие подобный сервис, не гарантируют исправность мотора после процедуры.
Наименее проблемной является мойка двигателя паром. Эта технология позволяет удалять любые загрязнения без риска повредить узлы, находящиеся в подкапотном пространстве. Струя сухого пара эффективно удаляет масляные и смоляные отложения, пылевую «рубашку», но не заливает свечи или воздухозаборники. Технология в России малоизвестна, поэтому ею пользуются очень немногие водители.
Вообще, мойка двигателя с гарантией – достаточно редкая услуга. По этой причине примерно каждый третий автолюбитель предпочитает выполнять подобную операцию своими руками. Резон в этом есть – для себя будешь стараться сделать все аккуратно, поэтому риск что-то повредить сводится к минимуму.
Положительные моменты мойки двигателя автомобиля
Чистое подкапотное пространство – это не только эстетическое наслаждение. Хотя и этот фактор для многих владельцев современных железных коней является весомым аргументом в пользу решения мыть мотор. Гораздо важнее эксплуатационные аспекты.
Оптимальная теплоотдача
Наиболее очевидное преимущество регулярной мойки двигателя автомобиля: удаление грязи позволяет улучшить теплоотдачу. Дальнейшая цепочка полезностей понятна любому водителю: узел меньше перегревается, моторное масло дольше сохраняет свои рабочие свойства, увеличивается ресурс силовой установки.
Визуальная диагностика
Второй аспект – на чистом двигателе сразу видны любые потеки технических жидкостей. То есть владелец получает возможность раньше заметить неисправность и принять меры. Проблему всегда легче решить на ранних этапах, пока масштабы еще не так велики.
Предупреждение проблем с электрикой
Зимой дороги в крупных мегаполисах обрабатывают реагентами, которые вступая в реакцию со снегом и льдом, образуют солевые растворы. Если такие брызги попадут на слой грязи, образуются токопроводящие мостики. Возможны потери энергии, что плохо сказывается на работе аккумулятора, которому зимой и так тяжело. В тяжелых случаях возникают короткие замыкания.
Чистые бензиновые и дизельные двигатели подобным проблемам не подвержены. Зимой моторы мыть крайне нежелательно, но это и не нужно. Даже если брызги соленой воды и снежной каши попадают в подкапотное пространство, на чистой поверхности двигателя они не задерживаются. Тем, кто особенно переживает за состояние машины, достаточно обтирать моторный отсек чистой ветошью.
Удобство обслуживания
Всем понятно, что в чистом моторном отсеке приятнее выполнять все манипуляции по обслуживанию или диагностике. Даже просто замерить уровень масла в картере удобнее, когда двигатель и другие узлы чисто вымыты – руки и одежду не испачкаешь. Та же ситуация, если нужно снять для зарядки или заменить аккумуляторную батарею.
Минусы мойки двигателя автомобиля
Все недостатки сводятся к одному – мотор не запускается. Причины могут быть самыми разными:
- затопление свечей и свечных отверстий;
- короткое замыкание.
В особо тяжелых случаях, особенно при использовании аппаратов высокого давления, возможно механическое повреждение проводки и других мелких деталей в подкапотном пространстве.
Стоить отметить: подобных проблем не возникает, при сухой мойке двигателя автомобиля. Струя пара даже под давлением имеет небольшую кинетическую энергию, поэтому не способна нанести физический ущерб деталям. Намокание клемм и электропроводки легко предупредить, обернув их полиэтиленом и закрепив «защиту» скотчем.
Можно ли мыть узлы моторного отсека самостоятельно
Примерно 20% водителей выполняют мойку двигателя своими руками. Кто-то вполне резонно решает сэкономить, кто-то просто не доверяет «сердце» своего автомобиля мойщикам, набранным по объявлению. Каковы бы ни были мотивы, энтузиасты, засучив рукава, приступают к наведению порядка в подкапотном пространстве своей машины.
Скажем сразу: мойка двигателя своими руками – это не такая уж и сложная операция. Не нужно обладать какими-то особыми знаниями или навыками. Достаточно проявлять благоразумие, быть аккуратным и соблюдать рекомендации производителя моющего средства. Мы же не просто водой будем мыть моторный отсек.
Несколько правил
Конечно, у каждого автолюбителя свои предпочтения, как именно выполнять мойку двигателя своими руками. Кроме того, порядок действий описан в инструкции по использованию моющего средства. Но существуют правила, которые необходимо соблюдать в любом случае.
Не холодный, не горячий
Правило первое: мойку двигателя автомобиля рекомендуется выполнять при температуре агрегата около 40-50 °C. Воду берут примерно такой же температуры (можно горячее на 10 градусов). Если поверхность будет более холодной, потеки масла и застарелую грязь трудно отмыть. Если же лить воду на горячий мотор, металл может дать трещину или деформироваться от резкого перепада температур. В этом случае придется потратиться на дорогостоящий ремонт силовой установки.
Karcher – зло, хотя и не абсолютное
Правило второе: при мойке двигателя своими рукамине стоит пользоваться АВД. Все эти «Керхеры» хороши для помывки кузова, колес и днища, но в подкапотном пространстве могут натворить немало бед. От брызг грязи и дождя под капотом все защищено, но высоконапорная струя способна пробить уплотнители, и залить контакты или какой-нибудь электронный блок.
Защита в виде полиэтиленовой пленки и скотча снижает вероятность, что вы повредите один из компонентов двигателя, но не на 100%. Единственное условие: пользоваться аппаратом высокого давления можно, если вы имеете хороший навык обращения с ним и полностью уверены в своем умении. И готовы рискнуть.
Используйте автошампуни для моторного отсека
Правило третье: используйте специальные бесщелочные средства для мойки двигателя своими руками. Не пытайтесь приспособить к этому стиральный порошок или средство для мытья посуды – толк вряд ли будет, а вот проблемы весьма вероятны. Неизвестно, как эта химия подействует на шланги, прокладки и уплотнители.
Помыл? Высуши!
После мойки двигателя автомобиля своими руками необходимо тщательно высушить все подкапотное пространство. Повышенная влажность – враг для любого металла. Желательно использовать компрессор, но подойдет и пылесос с функцией выдувания. Особенно тщательно обдуйте зоны клемм электрической части, иначе возможно окисление и ухудшение контакта.
Мнение народа
Мы опросили через интернет водителей Центрального региона России. Получилось, что около 46% автовладельцев никогда не моют моторные отсеки. Причем у половины из них просто не хватает времени или желания, другая же половина не делает этого принципиально, якобы после мойки двигателя есть вероятность попасть на дорогостоящий ремонт.
Еще 36% водителей выполняют мойку двигателя автомобиля своими руками. Большинство (16%) моют подкапотное пространство по мере загрязнения. Около 15% занимаются этой процедурой регулярно – один или два раза в год. Примерно 5% признались, что мыли мотор только перед продажей машины.
Примерно 18% автолюбителей обращаются в автомойки, чтобы помыть моторный отсек. Если 9.5% регулярно заказывают услугу, то 6.5% обращаются только, когда поверхность мотора сильно загрязнится. Еще около 2% водителей заказывают сухую мойку двигателя, предпочитая переплатить, но быть уверенным, что автомобилю не будет нанесен урон.
Самостоятельна мойка автомобильного мотора без последствий
Механизмы, особенно такие сложные, как двигатель внутреннего сгорания, нужно держать в чистоте. Чтобы избавиться от наслоившейся за долгое время грязи, автовладелец может сам помыть двигатель, не рискуя вывести из строя электрооборудование. Для этого нужно придерживаться несложных правил и после очистки мотор без проблем запустится.
Зачем и как часто нужно мыть двигатель
Среди множества теорий и объяснений, зачем требуется мойка двигателя, можно выделить три основных момента, влияющих на качество работы автомобиля с грязным подкапотным пространством:
- Перегрев при работе. Грязевые наслоения — это дополнительный теплоизолятор, затрудняющий отвод тепловой энергии. В результате повышается износ двигателя и расход топлива, теряется мощность. . Грязь на двигателе проводит электрический ток и, попадая на контакты, приводит к его утечке. Если вовремя не помыть мотор – преждевременно разряжается аккумулятор, ухудшается работа ЭБУ и другого электрооборудования.
- Внешний вид. Намного приятнее работать с чистым механизмом, кроме того, грязь затрудняет обнаружение утечек технологических жидкостей, например, масла или антифриза. Еще одна проблема грязного двигателя – пожароопасность, поскольку пары масла, скапливаясь в подкапотном пространстве, могут самовоспламениться.
Существует много мнений, как часто нужно мыть двигатель. Большинство сходятся на том, что наиболее рационально это делать один раз в год, после зимнего сезона. За это время в подкапотное пространство попадает грязь, химические реагенты, которыми посыпаются дороги. Они содержат соли, которые усиливают коррозию, попадая на контакты, приводят к утечке тока, создают другие проблемы при работе мотора, поэтому их лучше удалить.
Основные правила очистки двигателя
Многие автомобилисты делают типовые ошибки, пытаясь самостоятельно отмыть с двигателя грязь. После этого, садясь за руль, они с удивлением обнаруживают, что их мотор хоть и стал абсолютно чистым, но не запускается или загорается CHEK. Этого можно избежать, просто не допуская этих ошибок.
Не прибегайте к высокому давлению
Нередко мойка подкапотного пространства начинается с того, что в него направляется поток воды под высоким давлением из Керхер или другой минимойки подобного типа. Даже на сравнительно большом расстоянии струи воды срывают провода, повреждают клеммы, навесное оборудование, теплоизоляционные покрытия и т.д. Поэтому если и направлять поток на мотор, то только под низким давлением, которое не повредит узлы и механизмы.
Гидроизоляция аккумулятора и воздухозаборника
Перед тем как начать мыть мотор, рекомендуют закрыть непромокаемым материалом аккумулятор и воздухозаборник, подойдет целлофан или стрейч-пленка. АКБ лучше вообще отключить от электрической системы автомобиля и снять, чтобы избежать короткого замыкания при попадании на клеммы влаги.
Чтобы правильно подготовить двигатель к мойке, особое внимание нужно обратить на воздухозаборник, в него не должна попасть влага. Если она дойдет до работающего двигателя, появляется риск разрушающего гидроудара. Дополнительно нужно защитить блок предохранителей и ЭБУ.
Подбор моющих средств для двигателя
Очень часто для очистки мотора применяют обычный автомобильный шампунь для кузова. Это моющее средство совершенно не подходит для работы в подкапотном пространстве. Оно имеет слишком агрессивный химический состав, который повредит клеммы, контакты и другое электрооборудование.
Для работы лучше использовать специализированные средства. Зачастую они так и называются – «Пенный очиститель двигателя». После легкого смачивания поверхностей они наносятся путем распыления, в том числе на кузовные элементы, и после нескольких минут просто смываются. Такая очистка двигателя эффективна и безопасна.
Как правильно смывать
Чтобы правильно мыть двигатель, нужно подобрать струю воды низкого давления, но и здесь есть свои особенности. Это очень важный момент, проблемы с мойками типа Керхер уже были описаны выше. Для смывания автохимии часто применяют простой садовый шланг, подсоединенный к водопроводному крану. Данный метод не слишком рационален, поскольку обильное заливание двигателя приводит к проблемам с электрооборудованием.
Рациональное решение – применение садового распылителя для опрыскивания деревьев. Он дозирует воду, а поворотный носик позволяет обработать самые труднодоступные места. При этом он экономит воду, и у него есть собственный резервуар.
Сушка двигателя
После того как грязный мотор вымыт под струей воды и моющие средства полностью удалены, его нужно высушить. Идеальный вариант – струя сжатого воздуха из компрессора, которая позволит выдуть влагу отовсюду. При этом нужно следить, чтобы давление не достигало предельных значений, чтобы не нанести повреждений.
Компрессор, который имеется далеко не у каждого автовладельца, можно заменить баллончиком со сжатым воздухом для очистки компьютеров. Его можно приобрести в любом компьютерном магазине за доступные деньги. Кроме сушки, этот воздух обеспечивает антистатический эффект и на двигатель садится меньше пыли, в результате чего он загрязняется медленнее. Особое внимание нужно обратить на провода и контакты.
Для окончательного просушивания машину нужно оставить на открытом воздухе с открытым капотом не менее чем на один час. Если погода не позволяет этого сделать, нужно проехаться на машине в течение 30-40 минут, чтобы двигатель полностью прогрелся и высох. Чтобы добиться эстетического эффекта, весь пластик дополнительно обрабатывается чернителем, в результате чего он выглядит как новый.
Видео: Безопасная МОЙКА двигателя своими руками ENG SUB
Заключение
Такой способ для очистки мотора позволит придать ему идеальный внешний вид, полностью убрать любую грязь, причем сделать это безопасно. Применение правильной химии, небольшого количества воды под малым напором с последующей просушкой не наносит никакого вреда.
Источник https://www.abw.by/novosti/experience/228144
Источник https://autoassa.ru/blog/mojka-dvigatelya-avtomobilya-zachem-nuzhna/
Источник https://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/kak-pomyt-dvigatel-avto/